Приёмная
г. Екатеринбург ул. Бажова, д. 55
+7 (343) 350–96–00
вт ср чт пт
12:00 – 19:00

Записаться. Таймлайнер

В этом разделе:
2011
января
февраля
апреля
мая
июня
июля
августа
октября
ноября
декабря
17 августа 2009

Ссылка на отчет в формате PDF (700Kb)

 

ОТЧЕТ

 

Депутата городской Думы Екатеринбурга

от 10-го избирательного округа

 

Леонида Волкова

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

1. Работа в Думе.............................................. 2

 

2.  Работа в округе........................................... 9

 

3.  Интересный документ................................ 14

 

4.  Контроль над ЖКХ.................................... 17

 

Работа в Думе

Работа в городской Думе оказалась очень интересной. Честно говоря, боялся, что придется просиживать штаны на ничего не значащих голосованиях да разбираться в кипах бесполезной бумаги. Но на деле выяснилось, что работа депутата связана с доступом к очень важной и любопытной информации, а сам рабочий процесс действительно представляет собой обсуждение сложных проблем.

Несмотря на то что я – независимый депутат, не входящий в «Единую Россию», мне удалось наладить нормальные рабочие отношения с коллегами. Многие из них оказались конструктивными и компетентными людьми, готовыми обсуждать любые вопросы.

Мой формальный отчет таков: я не пропустил ни одного заседания Думы, ни одной комиссии. Я внимательно изучал все представленные документы. Выступал почти на каждом заседании и уж точно на каждой комиссии. Голосовал только так, как считал нужным. Всегда задавал вопросы, вносил предложения.

 

Первые заседания

 

Первый вопрос, который мне пришлось решать, – в какой депутатской комиссии работать. Всего постоянных комиссий в Думе восемь, и каждый депутат должен выбрать для себя одну или две наиболее важные. Я сразу решил, что буду работать в двух комиссиях.

Определиться с первой было очень легко – я подал заявление и стал членом комиссии по градостроительству, городскому хозяйству и землепользованию. В ходе предвыборной кампании я обещал своим избирателям вплотную заняться вопросами ЖКХ, точечной застройки, дорожного строительства, и все эти вопросы относятся к компетенции данной комиссии.

Со второй возникли вопросы, выбор был нелегким. Я советовался с помощниками, даже устроил опрос и голосование в Интернет-дневнике. В конце концов выбрал комиссию по местному самоуправлению, культуре и информационной политике. Именно эта комиссия отвечает за работу с теми неравнодушными гражданами, которые хотят изменить окружающий мир к лучшему. Это и называется местным самоуправлением. И именно об этом я говорил в своей предвыборной кампании.

Кроме того, эта комиссия отвечает за информационную открытость Думы и городских властей, в том числе – за использование современных Интернет-технологий. Так как я единственный специалист по Интернет-технологиям среди депутатов, то там мне самое место.

О выборе своем я не пожалел. Именно эти комиссии оказались наиболее интересными, а обсуждаемые в них вопросы – самыми важными для меня.

Первые заседания Думы и комиссий были посвящены процедурным вопросам. Практически единогласно были избраны Председатель, его заместители, руководители комиссий и их помощники. Все места были распределены заранее, и сама процедура голосования была достаточно формальной.

Затем с отчетами и презентациями перед депутатами выступили руководители профильных комитетов и управлений городской администрации. Новички, в том числе и я, входили в курс дела.

 

Документы

 

Настоящая работа началась во второй половине марта. И сразу же на мой стол стали ложиться десятки папок с документами. Уже за вторую неделю депутатской работы мне пришлось прочитать 1100 страниц разного рода докладов и постановлений, пояснительных записок к ним. Сначала мне показалось, что я просто утону в море бумажной работы. Но потом появился живой интерес. Многие постановления читаются живее детективного романа. К тому же достаточно быстро я научился отличать стоящие документы от формальных, проходных бумаг. После этого работа пошла еще быстрее.

Отчеты эти производят разное впечатление. Например, мне очень понравился документ от управления ГО и ЧС: в нем очень четко расписаны все деньги, спланировано строительство новых пожарных частей, улучшение материально-технической базы – все с точностью до тысяч рублей. Совершенно обратная ситуация с отчетом по образованию. Там все очень размыто, можно встретить строчку типа «реконструкция 7 школ и строительство еще одной - 2 миллиарда рублей». Что это за школы, где эти школы, как эти деньги распределяются по годам – непонятно. Приходится поднимать дополнительные документы, но и там не найти всех ответов. Тогда пишу запросы в администрацию, доискиваюсь сути.

Большинство отчетов представляют собой многостраничные талмуды с десятками таблиц и разделов. Многие из них не имеют никакой реальной ценности, но дают возможность познакомиться с огромным количеством самых разнообразных статистических показателей. Так, например, из Прогноза социально-экономического развития Екатеринбурга в 2009-11 годах я узнал, что количество стационарных аттракционов в парке Маяковского вырастет с 42 до 47, а число книг в городских библиотеках уменьшится с 1.44 до 1.25 миллиона экземпляров. Как писали Ильф и Петров – «статистика знает всё».

Другие документы, напротив, дают пищу для размышлений. Например, «Отчет о выполнении городской целевой программы развития образования и нацпроекта «Образование» за 2008-й год». Из этого документа следует, что в текущем году Екатеринбург переходит на новую систему финансирования образования – исходя из «подушевых» выплат. Чем больше в школе учеников, тем больше денег она получит. Соответственно, малокомплектные школы в городе будут вынуждены просто закрыться. Останутся они только в пригородных поселках – Шувакише, Садовом. Школ с наполняемостью классов меньше 24 человек не останется.

Или, например, такие цифры: в рамках нацпроекта «Образование» в Екатеринбурге было куплено 1280 компьютеров, 333 интерактивных доски, 567 принтеров и сканеров, 460 ноутбуков на общую сумму 142 миллиона рублей. Но вопрос об эффективности использования этого оборудования стоит очень остро. В большинстве школ «мобильные классы» из ноутбуков хранятся в шкафах и представляют собой головную боль с точки зрения охраны. Происходит это потому, что не решен вопрос о привлечении в школы квалифицированных, высокооплачиваемых учителей, который могли бы этой техникой пользоваться. Огромные деньги вложили в железки и забыли про людей.

 

Работа

 

Большая часть депутатской работы – изучение и принятие довольно типовых документов. Достаточно взглянуть на «Примерный план работы Думы на первое полугодие 2009 года». В апреле – отчеты о развитии образования и здравоохранения в 2007-2009 годах и об исполнении бюджета за 2008-й год. В мае – отчет по бюджету за первый квартал и внесение изменений в правила землепользования и застройки. В июне – программа развития отдаленных районов и секвестр бюджета. Но между ними скрываются очень важные вопросы.

Например, в первую же неделю работы мне на стол легло постановление Главы города №442 «Об установлении тарифа на подключение к тепловым сетям...». Казалось бы, рядовой документ, определяющий стоимость подключения новостроек к городской системе теплоснабжения. Но при первом же прочтении в нем меня заинтересовал интересный момент: для всех строителей стоимость подключения составляет примерно 4.5 миллиона рублей за 1 Гкал/час. Но для некоторых предусмотрена «скидка» в размере 90Ґo:p>

Предназначена она «для лиц, осуществляющих строительство объектов недвижимости, в которых планируется размещение муниципальных учреждений». Тут невооруженным взглядом виден повод для коррупции. Не случайно в последнее время так много появилось «детских клубов» с «пристроенными» офисами и парковками. Получается, что ничто не мешает застройщику задекларировать строительство «учебного комплекса» или «библиотеки», получить скидку, а потом выстроить обычное офисное здание. Практика показывает, что так и происходит на самом деле!

Я решил разобраться в этом вопросе. Но так как сам ничего не понимаю в энергетике, то тут же бросил клич среди своих друзей и знакомых, опубликовал сомнительное постановление в Интернете. И работа закипела. Нашлись неравнодушные люди, которые проводят настоящую общественную экспертизу этого документа. Думаю, уже в ближайшее время она даст конкретные результаты.

Бывают и еще более вопиющие случаи. Наиболее наглядный пример – «Отчет об исполнении Сводного плана размещения муниципального заказа за 2008 год». Депутаты городской Думы могут только принять этот документ к сведению. Но само изучение материалов отчета открывает удивительные картины.

На первый взгляд, все строго в рамках закона. Все закупки проводились по конкурсу, предпочтение отдавалось тем компаниям, которые предложат более выгодные условия. Всего в 2008 году было проведено несколько тысяч конкурсов и аукционов на общую сумму 17.85 миллиардов рублей. Однако экономия от конкурсных процедур составила всего 4.23Gт первоначально заявленных цен. Получается, в разгар кризиса предприниматели не готовы были снизить цены даже на 5=ля того, чтобы получить выгодные, стабильные муниципальные заказы? Или, может быть, дело все-таки в том, что значительная часть конкурсов была распланирована заранее и никакой настоящей конкуренции на этих конкурсах не было?

Отдельные позиции вызывают просто оторопь. Вот заказ Управления культуры: «Организация и проведение мероприятия «Старый Новый год у главы Екатеринбурга». Стоимость этого мероприятия составила 10 миллионов рублей. Судя по конкурсной документации и смете, мероприятие проходило в течение одного дня, 10 января, в ТЮЗе. Общее количество подготовленных и разосланных приглашений – 500 штук (то есть гостей было меньше). При этом питание обошлось в 2 миллиона рублей (то есть 4 тысяч рублей на человека). Гонорар для приглашенной «звезды», которая выступала в течение часа, составил по смете праздника 3.5 миллиона рублей. Это – стоимость концерта покойного Майкла Джексона. Интересно, из какой бумаги были сделаны пригласительные билеты (печать которых стоила 150 рублей за штуку) и конверты (100 рублей за штуку), какими материалами оформлялась «входная группа» (440 тысяч рублей) и так далее.

Приглашение певицы Жасмин и группы «Hi-Fi» на День города в 2008 году обошлись казне в 2 миллиона 489 тысяч рублей, что примерно в пять раз дороже «рыночной» стоимости этих музыкантов.

Просто для сравнения, проведение всех общегородских мероприятий в честь праздника 8 марта обошлось в 600 тысяч рублей, в честь празднования 63-летия Победы – в 3500 тысяч рублей.

Одним словом, документ уже послужил основой для очень большого числа вопросов, которые я направил в адрес начальника Управления культуры администрации города Екатеринбурга Т.Л.Ярошевской. Если она не сможет убедительно ответить на эти вопросы, то ими займутся компетентные органы.

 

Метрополитен

 

При работе в Думе часто приходится идти обходными путями. Действовать не напрямую, «в лоб», а заходить «с заднего крыльца». Особенно часто так приходится работать независимым кандидатам, в том числе и мне.

И вот почему: любое, даже самое здравое предложение, которое внес независимый депутат, с очень большой вероятностью будет отвергнуто думским большинством. Так устроена у нас сейчас система государственной власти. Но если предложение было здравым, то идея останется, она, как зерно, будет прорастать, обдумываться, развиваться – уже в чужих головах. И, со временем, обязательно вновь всплывет на поверхность. Но уже как «своя», «родная» для думского большинства и городской администрации. И тогда она может быть принята.

В Думе мне часто приходилось работать таким «генератором идей». Приведу только один, но зато самый значимый пример – Екатеринбургский метрополитен.

Строительство метро – самый крупный затратный проект городского бюджета. Сейчас на него приходится 1,77 миллиарда рублей в год – 10;сех расходов Екатеринбурга. Избавиться от этих затрат – и не надо будет сокращать зарплаты врачам и учителям.

Но просто прекратить строить метрополитен не получится. Главная причина – политическая. Партия «Единая Россия» перед прошлыми выборами в Государственную Думу обещала, что к следующим выборам у метро появятся 2 новые станции. Тогда говорили, что деньги на строительство выделят из федерального бюджета. Но ни копейки федеральных денег на строительство метрополитена в Екатеринбурге не пришло. Метро Екатеринбург строит на свои деньги; наш город – единственный в мире (!) муниципалитет, который строит метрополитен без поддержки из вышестоящих бюджетов. Но бросить строительство у городских властей не получается: партийная дисциплина обязывает выполнять чужие обещания.

Но, главное, остановка и консервация метрополитена – дело дорогое, по стоимости сопоставимое с продолжением работ. Забросив метро однажды , продолжать его заново – тоже непросто. Тем более, что один туннель от станции «Геологическая» до самой Ботаники уже прорыт, осталась только половина работы – второй туннель.

Я долго думал над этой проблемой сам, обсуждал её в своем блоге, на сайте. Много времени потратил на то, чтобы узнать мнение профессиональных метростроевцев, в том числе – и из других городов, выяснить – как можно сделать строительство дешевле.

В конце концов решение было найдено в Новосибирске. Там в 90-х годах во время трудностей с финансированием пустили «челнок» по одному готовому тоннелю, в то время как второй не был достроен. В нашем городе можно поступить так же: временно отказаться от прокладки второго тоннеля и сконцентрироваться на отделочных работах на уже почти построенных станциях. Это позволит сэкономить средства и пустить метро на Ботанику гораздо быстрее – к концу 2010 года, а не к 2013-му, как предусматривает нынешний план строительства.

Идея показалась мне здравой. Я высказал её в Думе, рассказал о проекте в Интернете. Сначала мое предложение восприняли критически. Высказали тысячу доводов «против». Но прошло несколько недель… и «Метрострой» заявил, что организация движения поездов в построенном тоннеле по челночной схеме – это лучший выход из положения. Уже началось проектирование этого решения. В ближайшем будущем оно будет воплощено в жизнь.

Конечно, при этом никто не вспомнил, что идею эту высказал депутат Волков. Да и я не стремлюсь предъявить свои права на ее авторство. Пусть уж лучше так. Ведь главное – чтобы дело было сделано правильно, разумно, с выгодой и пользой для родного города.

 

Секвестр бюджета

 

Последние заседания первой сессии Думы были посвящены секвестру бюджета. За этим подзабытым словом скрывается крайне неприятная вещь – сокращение всех статей расходов.

Дело в том, что бюджет Екатеринбурга на 2009 год был составлен и принят так, как будто никакого экономического кризиса не существует. В результате уже в первом квартале стало ясно, что денег на его исполнение не хватит. Доходов в городскую казну поступило значительно меньше, чем планировалось. Городской администрации и новому составу Думы пришлось решать, как жить в новой ситуации.

Бюджет был сокращен на 189или 4,5 миллиарда рублей, как по доходам, так и по расходам. Для нашего города это очень большая сумма.

Все расходы города были разделены на две части: текущие и капитальные. К первым были отнесены все те выплаты, которые делаются из месяца в месяц. В основном это зарплаты муниципальным служащим – врачам, учителям, дорожным рабочим, другим «городским» бюджетникам. Также сюда входят текущие платежи на поддержание деятельности всех муниципальных организаций. Эти текущие расходы были сокращены на 10Y

С капитальными расходами – а это, прежде всего, строительство – поступили по-другому. То, что уже начато, будет достроено полностью. Новые же стройки отложат до лучших времен. В результате, капитальные расходы сократятся на 40Y

В целом план секвестра я считаю правильным. В трудное время всем приходится затягивать пояса. Но его реальное исполнение не может не вызывать вопросов.

Анализ бюджета показывает: кроме обычных статей в нем есть и особые, «неприкосновенные». Так, фонд оплаты труда всех городских ведомств и служб был урезан на 109а у центрального аппарата городской администрации – только на 2YВ Екатеринбургской академии современного искусства зарплаты не урезаны вовсе. Почему? Нет ответа.

За последний год значительно подешевели стройматериалы. Снизились зарплаты рабочих. Но на стоимости городских строек это никак не сказалось: они не подешевели ни на копейку. А ведь здесь есть огромные резервы для экономии, особенно – в дорожном строительстве. Очень много денег – 186 миллионов рублей – выделено на покупку итальянской системы управления светофорами. Эксперты, с которыми я говорил, сомневаются в её эффективности. И в любом случае с такой тратой можно было бы и подождать до конца кризиса. Нам удалось оспорить правильность проведения конкурса на внедрение этой системы в антимонопольной службе и сэкономить эти деньги для городского бюджета.

Будущие бюджеты

 

К сожалению, этот секвестр может оказаться не последним. Когда его планировали, то считали, что поступления в городской бюджет снизятся на 17-18YНа самом деле падение доходов может оказаться куда больше. Так, сборы по главному «городскому» налогу – НДФЛ (налог с доходов физических лиц) уже упали на 36YЕсли ситуация в экономике продолжит ухудшаться, бюджет придется сокращать еще раз.

Что касается бюджетных планов на 2010 и 2011 годы, то это чистая профанация. Они были составлены в 2007 году, когда пошла мода на трехлетнее планирование. Тогда никто и не думал о финансовом кризисе. В результате они сверстаны так, как будто экономика все это время будет расти так же, как в предыдущие годы. Сейчас эти бюджеты устарели и больше не соответствуют действительности. Судите сами: рост НДФЛ в 2010 году планируется на уровне 60YЭто значит, что на 60=олжны вырасти зарплаты горожан. Возможно ли такое? Конечно, очень хочется верить в столь светлую перспективу. Но, к сожалению, не получается.

Соответственно распределены и расходы. Так, очень многие строительные затраты 2009 года перенесены на первые месяцы 2010-го. Конечно, будет очень приятно, если 1 января 2010 года кризис закончится, и городская экономика начнет расти невиданными темпами. Но ведь этого не будет! Получается, что большая работа над проектами бюджетов 2010—2011 годов оказывается в чистом виде работой «в корзину».

Что же мы будем делать, если кризис продолжится, а доходы бюджета и дальше будут падать? Я искренне надеюсь, что у городских властей есть план и на это случай. Но сам я его не видел. Более того, зачастую создается впечатление, что планирование исходит исключительно из позитивных прогнозов, так сказать, в «розовых очках». Многие чиновники просто не готовы жить в сложной обстановке и надеются на то, что все проблемы будут решены «наверху», в Москве. Что же будет, если этого не произойдет? Вполне возможно, что нас будет ждать еще большее сокращение бюджета.

 

 

Работа в округе

Избираясь в городскую Думу Екатеринбурга, я прекрасно понимал, что главным полем моей деятельности станет конкретная помощь жителям 10-ого избирательного округа, моим непосредственным избирателям. Именно работая с обращениями граждан, решая их непосредственные проблемы, я могу принести максимальную пользу.

 

Но пока своей работой в этой сфере я доволен меньше всего. Сделано многое, но не так много, как бы мне хотелось. На то есть объективные причины. Первая из них – отношение со стороны чиновников и коммунальщиков. Не скажу, что все они ставят мне палки в колеса. Но заметно, что наши обращения не встречают такого административного восторга, как запросы депутатов из известной партии. Случается всякое. Часто идут навстречу, принимают деятельное участие в решении проблем. Но бывает и так, что отвечают «отписками», начинают играть в «административный футбол», поочередно отсылая мои запросы в другие ведомства. Стараемся с этим бороться, набираться опыта в бюрократической борьбе. Когда не помогает – подключаем административные органы, в том числе и прокуратуру.

 

Проблемы

 

Впрочем, я вовсе не собираюсь винить в неудачах противодействие каких-то «темных сил». Вторая, куда более серьезная причина того, что сделать в округе пока удалось мало, – это отношение граждан к депутату. Еще до выборов я сформулировал главный принцип своей работы с обращениями и проблемами жителей района: я буду помогать только тем, кто готов помочь себе сам. По моему глубокому убеждению, депутат не должен подменять собой ЖЭК, милицию и Деда Мороза. Он не может решить все проблемы граждан за самих граждан, защитить их права без их участия. Он должен работать вместе со своими избирателями, а не вместо них. К сожалению, часто приходится сталкиваться с «потребительским» отношением, когда люди обращаются ко мне со своими проблемами, но сами не готовы сделать ничего, чтобы их решить. Встречаются такие, кто пишет десяток писем депутату, да что там – Путину и Медведеву, вместо того чтобы дойти до управляющей компании и написать одно простое заявление.

Приведу простой пример. В двух шагах от моей приемной – новый жилой микрорайон «Бажовский». Многие его жители не вполне довольны своей управляющей компанией.

Я узнал об этом из интернет-форума жильцов. Там же, на форуме, предложил свою помощь, в том числе юридическую, в смене управляющей компании или организации ТСЖ. Пригласил на встречу. Пришли две женщины, я попросил их написать мне письмо с изложением истории вопроса. С той первой встречи прошло больше месяца. Я до сих пор не получил от них ни одного письма. Понятно, что без их желания отстаивать свои права помочь им я ничем не смогу.

Но если бы жители дома сами собрали инициативную группу, провели собрание, определились со своими желаниями – ситуация была бы совершенно другой. Я помогу правильно оформить документы, собрать подписи, отнести в нужную инстанцию и тщательно контролировать прохождение документов по всем бюрократическим коридорам. Но только в таком порядке – сначала что-то должны сделать сами граждане, и только потом – депутат. Без инициативы «снизу» ничего не получится.

 

Приемная

 

Третья причина – депутатская приемная, вернее – её отсутствие. По закону соответствующее помещение мне были обязаны предоставить сразу же. На деле – пришлось ждать несколько месяцев.

В конце концов мне выделили помещение на первом этаже дома по адресу Бажова 55, на перекрестке Бажова-Шарташской. Вход в приемную – с торца дома, со стороны улицы Шарташской. Подробную схему можно посмотреть на форзаце этого Отчета.

Ключи от приемной мне дали только в середине мая. Когда я впервые увидел свой новый «штаб», то схватился за голову: вести прием там было просто невозможно. Это полуподвальное помещение, где раньше базировались слесаря, никакого ремонта. Входная дверь оказалась высотой всего 140 сантиметров – рассчитана на гномов, а не на людей.

Но менее чем за месяц приемная приведена в полный порядок. Сделан ремонт, увеличен дверной проем, получена мебель и оргтехника. С 1 июля еженедельно ведется прием граждан. Пока встречи проходят по вторникам, с 16:00 до 20:00. Прием я веду сам вместе со своими помощниками.

С сентября число встреч обязательно увеличится. Мы планируем вести по три приема в неделю. О том, в какие часы они будут проходить, я обязательно сообщу в начале осени. Время во вторник, с 16 до 20 часов, обязательно останется в календаре, так что можете планировать посещение моей приемной в это время на любой неделе.

 

Помощники

 

В первые же дни депутатства была сформирована команда помощников. В нее вошло достаточное число специалистов по всем основным вопросам, с которыми приходится сталкиваться депутату – юристы, экономисты, управленцы. Своей командой помощников я очень горжусь!

Костяк команды составляют Дмитрий Юрьевич Базанов и Дмитрий Олегович Лоевский. Они уже имеют четырехлетний опыт работы в качестве помощников депутата: в предыдущей Думе они помогали депутату от нашего округа Дмитрию Витальевичу Бугрову. На них лежит основная тяжесть работы с документами и обращениями граждан.

 

Вот их контактные данные:

 

Д.Ю.Базанов:

телефон 89221524074,

электронная почта

[email protected]

 

Д.О.Лоевский:

 телефон 89221180935,

электронная почта

[email protected]

 

Кроме того, в моей команде юрист, кандидат юридических наук Александр Евгеньевич Помазуев, специалист по работе с обращениями граждан Антонина Федоровна Олешко и целый ряд помощников на общественных началах. Все они участвуют в работе с гражданами, подключаются к решению тех или иных вопросов.

 

Обращения

 

Работать с обращениями мы начали буквально на следующий день после получения депутатского удостоверения. Тем более, что обращений и наказов достаточно накопилось еще во времена предвыборной кампании. Да и сразу после выборов сбор новых предложений мы начали на депутатском сайте. К 20-му марта таких дел у нас набралось около десятка.

Сначала представлялось, что все их мы сможем решить за несколько недель, максимум – месяц. Обращения казались простыми. Но на заседании Думы один из депутатов поделился со мной такой историей. Перед прошлыми выборами он обещал своим избирателям спилить старый трухлявый тополь. С первого же дня в Думе взялся за дело – писал запросы, оформлял документы. На то, чтобы решить такой пустяковый вопрос, у него ушло больше 3-х лет! Тополь спилили уже перед новыми выборами.

Когда я услышал эту историю, она показалась мне неправдоподобной. Но первая же работа по запросам показала – все обстоит именно так. Даже самые простые и понятные вещи решаются месяцами: такое вот состояние дел в бюрократической системе муниципального управления.

Расскажу о самых первых, «пробных» делах, с которыми мы начали работать в нашем округе.

Первое – это просьба открыть калитку в парк Дворца пионеров со стороны ул. Мамина-Сибиряка и Шевченко, заваренную много лет тому назад. Пообщались с директором парка. Он нам объяснил, что калитка заварена не от хорошей жизни. Стоит её открыть, как через парк начнут ходить желающие «срезать угол». И не просто ходить, а активно мусорить по дороге. А новых ставок для дворников в парке нет. Те, кто работает сейчас, и так не справляются с работой. Поэтому мы решили не настаивать на том, чтобы калитка была открыта, и, думаю, правильно поступили.

Второе – просьба восстановить освещение в переходе под железной дорогой по Первомайской, между Блюхера и Восточной. Несколько раз общались по этому вопросу с комитетом по благоустройству городской администрации (председатель – Т.С.Благодаткова). В результате каждый раз освещение в переходе устанавливали. Правда, хватало его ровно на одну ночь: несмотря на антивандальную защиту, лампочки уничтожались мгновенно. Увы, очень многим нашим с вами согражданам глубоко плевать на комфорт окружающих людей… Но дело это мы не бросили. Совместно с комитетом по благоустройству и ЕМУП «Горсвет» придумали новое решение – освещать переход прожекторами. В августе должны пройти пробные испытания новой системы освещения. Если они окажутся удачными, то дело можно считать «рекордсменом» – решили всего за полгода.

Аналогичных небольших, казалось бы, дел – десятки.

 

Точечная застройка

 

Впрочем, на нашем счету есть и более серьезные успехи, в том числе – и борьба с точечной застройкой. 25 марта ко мне обратилась инициативная группа жильцов дома по улице Уральская, 64. Им стало известно, что рядом с их домом планируется строительство двух девятиэтажных секций-вставок. При этом сами жильцы никакого согласия на подобное строительство не давали.

Вместе с жильцами мы начали разбираться в этой истории. Уже 30 марта мной был направлен запрос на имя начальника Главного управления градостроительства и регулирования земельных отношений Администрации г. Екатеринбурга М.Б. Вяткина. Быстро удалось установить, что застройщик – некое ООО «СПК «Энергия Единства». Участок для застройки был ей выдан в начале 2007 года. Основанием стало Постановление Главы Екатеринбурга № 519 от 15.02.2007. Более того, нам сообщили, что среди жильцов якобы проводился опрос. И… 94?ильцов высказались «за» проведение точечной застройки!

Мне это показалось странным. В самом деле, сложно предположить, что несколько сот человек проголосовали за стройку, которая лишит их тишины, двора и парковки и прямого выхода на остановку.

Естественно, никто из жильцов ни в каком опросе не участвовал, никакого согласия не давал. За разъяснениями мы обратились в Фонд «Социум», который, по документам, и проводил опрос. Там нам пояснили, что опрос они действительно проводили, но только было это в далеком 2002 году. Причем формулировался вопрос так: «Согласны ли Вы на строительство новых жилых домов по улице Уральская при условии благоустройства территорий?». Понятно, что ни о каких конкретных пристроях к дому на Уральской, 64 речи тогда не шло, и жители района отвечали утвердительно.

Узнав об этом, жители дома решили идти до конца и отстаивать свое право на тишину, покой и двор. Вместе мы составили коллективное обращение в прокуратуру Кировского района; кроме того, мы проверяем законность выделения земельного участка без аукциона. Результат: стройка не ведется, трехгодичный срок аренды земли в феврале 2010 года заканчивается. После этого жильцы смогут землю оформить в собственность (мы им в этом поможем), и никакая точечная застройка им больше угрожать не будет

Нам удалось добиться успеха. Но отмечу – не депутату Волкову, не его команде, а неравнодушным жильцам дома на Уральской, 64. Я только помог энергичным и целеустремленным людям отстоять свои права. Без этой «инициативы снизу», без стремления своими силами улучшить собственную жизнь – ничего бы не получилось. Если бы я увидел, что самим жильцам дома все равно, что они не хотят бороться против застройки – я бы никогда не взялся за это дело.

 

Интересный документ

Еженедельно через руки депутата проходит десятки и сотник документов. Многие из них – весьма серьезные и важные. К сожалению, большинство из них так и не доходят до простых горожан. Я решил исправить эту ситуацию.

 

Представляю Вашем вниманию краткое изложение отчета «Об итогах работы в сфере здравоохранения в муниципальном образовании «город Екатеринбург» в 2008 году и задачах на 2009 год».

Уверен, что многим из вас эта информация покажется небезынтересной. Если Вы захотите более подробно ознакомиться с документом или найти отчеты других ведомств, это можно сделать у меня на сайте www.leonidvolkov.ru или на сайте городской администрации www.ekburg.ru

 

Общее

 

Согласно отчету, на балансе города Екатеринбурга находится 35 учреждений, в том числе: 12 центральных городских больниц, 8 детских городских больниц, 2 городских диагностических центра, Екатеринбургский консультативно-диагностический центр, Станция скорой медицинской помощи, 6 стоматологических поликлиник, Городской центр медицинской профилактики и прочие учреждения. Служба муниципального здравоохранения включает 20 стационаров и 78 поликлиник и женских консультаций.

За 2008 год в медицинских стационарах города прошли лечение 250 тысяч человек, в дневных стационарах – 28,8 тысяч. В поликлиники горожане обратились 11,5 миллионов раз. Скорая помощь приехала на 340 тысяч вызовов. В целом план по медицинскому обслуживанию населения выполнен на 100uo:p>

Некоторый «недобор» отмечен по обращениям в поликлиники (90Gт запланированного). Врачи объясняют его низкой заболеваемостью ОРЗ в прошлом году.

Одновременно в отчете отмечается снижение числа больничных коек. Этот процесс идет с начала 90-х годов. За это время общее число мест в стационарах сократилось на треть – с 12 552 до 8 063. Как отмечается в докладе, последние три года сокращение в большей степени носит не технологический, а вынужденный характер с целью приведения стационарных отделений к санитарным нормам.

При этом отмечается, что перегруженности коек в среднем по городу не наблюдается: каждая из них занята в среднем 340 дней в году. Хотя это, конечно, пресловутая «средняя температура по больнице» – в одних местах койки простаивают, в других их катастрофически не хватает.

 

Врачи

 

В службе здравоохранения города Екатеринбурга работает 18618 человек, в том числе:

4 455 врачей, 8 014 медсестер, 2 385 младших медсестер и нянь, 3 764 человека прочего персонала. Численность врачебного персонала стабильна в течение последних трех лет. За 2008 год младших медицинских сотрудников прибавилось на 130 человек.

При этом штаты городских больниц укомплектованы всего на 54YОбеспеченность врачами составляет 32,9 на 10 000 населения, что коррелирует с областным показателем (30,4). Обеспеченность средним медицинским персоналом составляет 59,2 на 10 000 населения, что традиционно ниже областного показателя (91,8) и характерно для крупных городов в связи с низким престижем сестринской работы.

 

Финансирование

 

На нужды городской медицины в 2008 году было выделено 8,77 миллиарда рублей. Это на 29:ольше, чем в 2007 году и на 50п чем в 2005-ом. Расходы службы здравоохранения на 1 жителя в 2008 году составили 6 477 рублей.

Согласно данным отчета, средняя зарплата врача в Екатеринбурге составила 30 тысяч рублей, медсестры – 8 тысяч рублей, младшего медицинского персонала – 9 тысяч рублей. За последние 3 года она выросла в 2-3 раза.

Цифры эти достаточно высоки, во многие из них верится с трудом. Личный опыт общения с врачами их также не подтверждает. Впрочем, сложно предположить, что статистика нас обманывает.

Свыше миллиарда рублей было израсходовано на строительство новых лечебных заведений и реконструкцию старых. За год введены в эксплуатацию: поликлиника для детей и взрослых в Чкаловском районе; хирургический корпус центральной городской больницы № 24; реанимация, оперблок и приемный покой больницы № 1. Продолжились ремонтные работы в поликлиниках и стационарах.

Приобретено: 8 единиц рентгенологического оборудования; УЗИ экспертного класса на сумму свыше 60 миллионов рублей; реанимационное оборудование на сумму 40 миллионов рублей; оборудование для роддомов и женских консультаций на сумму 38 миллионов рублей; 21 автомобиль для «скорой помощи» на сумму 40 миллионов рублей; стерилизационное оборудование на сумму 14 миллионов рублей. Свыше 180 миллионов рублей израсходовано для оснащения вновь вводимых объектов после ремонтных и строительных работ.

 

Работа

 

За год жителям Екатеринбурга сделано 1,6 миллиона прививок. В результате этого не было зарегистрировано случаев заболеваемости корью, дифтерией, столбняком, полиомиелитом. До единичных случаев снижена заболеваемость гепатитами А, В, краснухой.

Проект «Три шага к долголетию» позволил выявить на 59:ольше новых случаев заболевания артериальной гипертонией, снизить число первичных инфарктов миокарда на 15,49увеличить число больных, получивших системный тромболизис, с 50 в 2007 году до 138 в 2008 году.

Общая смертность населения от травм с 2004 года снизилась в 2 раза.

В 2008 году выявлено 4 631 новых случаев заболевания раком. От него умерло 2 746 человек.

Результаты работы службы по раннему выявлению онкопатологии признаны неудовлетворительными. Несмотря на разработанные протоколы раннего выявления, онконастороженность отсутствует как у пациента, так и у многих медиков. В запущенной стадии выявляется более половины первичных случаев, когда лечебные мероприятия уже малоэффективны. Показатели заболеваемости и смертности не имеют положительной динамики, а по видимым локализациям – динамика отрицательная. Так, отмечается рост заболеваемости раком шейки матки за 5 лет с 8,5 до 12,2 на 100 тыс. населения, а раком предстательной железы – с 27,7 до 42,1. В результате смертность от онкопатологии вышла на 2-е место, обогнав травмы.

Число больных туберкулезом снизилось с 63,7 человек на каждую тысячу жителей до 59,3. Это вдвое ниже, чем в среднем по Свердловской области.

Продолжает расти число больных ВИЧ. В 2008 году этой болезнью оказались заражены 1,1<орожан. Всего выявлено 1 702 человека, больных СПИДом, что почти на 250 человек больше, чем в 2007 году. Всего в городе инфицировано 15 146 человек.

Мать и дитя

 

Как отмечается в докладе, развитие медицины положительно сказалось на здоровье горожан. За 2008 год население Екатеринбурга выросло на 8 тысяч человек. Теперь оно составляет 1 345 400 человек. Впервые с 1991 года рождаемость превысила смертность. В Екатеринбурге родилось 15 867 малышей, что составляет 12,5 на каждую тысячу жителей города.

Значительно вырос уровень детской и материнской смертности. В 2008 году в Екатеринбурге умерло 98 детей в возрасте до 1 года. Это на 18:ольше, чем в прошлом году. Врачи объясняют это рождением большого числа детей с экстремально низкой массой тела, а также криминальными случаями (2 найденных неизвестных младенца и 1 – смерть от асфиксии при домашних родах).

При родах в 2008 году умерло 5 женщин, в то время как в 2007 году не было зафиксировано ни одного подобного случая. Как отмечают авторы доклада, одна женщина погибла в онкоцентре спустя 3 недели после родоразрешения. 4 случая – экстрагенитальная патология: рак желудка IV степени, лимфагранулематоз, массивное кровоизлияние в мозг, ангиогенный сепсис у ВИЧ-инфицированной пациентки. Единственный случай смерти от акушерской причины связан с фатальным течением гестоза, единственным проявлением которого явился острый некроз печени.

 

Контроль над ЖКХ

На выборы в городскую Думу я шел под лозунгом «ЖКХ – под контроль горожан». И расшифровывал его очень просто: управляющая компания должна отчитываться перед жильцами за каждую потраченную копейку. Должны быть перекрыты все дыры, через которые утекают наши с вами деньги.

 

Став депутатом, я очень плотно занялся этой работой, стал вникать в принципы организации управляющих компаний, разбираться в тонкостях их деятельности. Как вы знаете, в нашем округе работают две управляющие компании: «Радомир» и «Урал-СТ». Обе они непрозрачны, обе – с «хитростями». В целом нареканий к работе компании «Урал-СТ» гораздо больше: именно в её «зоне ответственности» самые грязные подъезды, неубранные дворы, неввинченные лампочки. Поэтому именно с нее я и решил начать.

В первую очередь, я получил всю финансовую документацию «Урал-СТ». Как сотрудники компании отдали мне эти документы – не понимаю до сих пор, ведь, по сути дела, это готовый материал для остросюжетного детективного романа или нескольких судебных исков. Скорее всего, они думали, что я не смогу разобраться в сложной бухгалтерии. Но в моей команде есть специалисты в сфере ЖКХ, таким специалистом стал и я сам. Вместе мы проанализировали отчеты и обнаружили очень интересные факты.

Двуликий «Урал-СТ»

 

Например, мы узнали, что на самом деле в нашем районе существует не одна управляющая компания «Урал-СТ», а две. Одна – некоммерческая организация Фонд УЖК «Урал-СТ», она находится в городской собственности. Это, так сказать, первоначальная организация. Еще недавно именно она обслуживала 44 тысячи квартир в Кировском районе Екатеринбурга.

Но сегодня в её ведении – только около 29 тысяч квартир. Куда же делись еще 15 тысяч? Они переведены на обслуживание в ЗАО «Урал-СТ». Юридически это совершенно другая организация, хотя и с тем же названием и адресом. Учредителями ЗАО «Урал-СТ» являются сотрудники некоммерческой организации НО Фонд УЖК «Урал-СТ» - ее директор В.Г. Стороженко и главный инженер А.Д. Скрипник.

Что это значит? А значит это, что господа Стороженко и Скрипник параллельно руководят двумя структурами. Одна – некоммерческая. В ней остаются только старые дома с изношенными коммуникациями и большими долгами по оплате. Во вторую – коммерческую – переводятся все «хорошие» дома, которые приносят прибыль.

Как это делается? Думаю, многие из вас это знают по себе. Из управляющей компании приходят люди и, ничего не объясняя, просят переподписать договор. Отказаться от обслуживания в одном «Урал-СТ» и перейти в другую компанию с тем же названием. Особо въедливым и интересующимся объясняют, что это «реорганизация». Как правило, жильцы, не разбираясь, ставят свою подпись. И оказываются в ведении совершенно другой структуры.

Совершенно понятно, чем это грозит району. Изначально управляющая компания создавалась сбалансированной. Новые дома должны были компенсировать проблемы старых. Теперь равновесие разрушится. В некоммерческой организации останутся только долги и «тяжелые» дома. Не исключено, что она будет обанкрочена. Жильцы «новой» ЗАО «Урал-СТ» могут превратиться в своеобразных «дойных коров», источник постоянной прибыли для коммерческой управляющей компании.

Хорошо это ли плохо? Думаю, решать это должны сами жильцы. Сейчас же я вижу, что раздел «Урал-СТ» идет тихо и кулуарно, никто из жителей округа о нем и не слышал. И это совершенно недопустимо.

 

«Золотые» долги

 

Другой интересный факт: у управляющих компаний падает собираемость платежей. Если раньше за квартиру не платило 7-8;сех клиентов, то сейчас таких стало в два раза больше. Долги жильцов выросли до 15YТак происходит не только в наших «Урал-СТ» и «Радомире», но и во всех компаниях города. В целом по городу жильцы должны коммунальным компаниям 1 миллиард 600 миллионов рублей.

Казалось бы, управляющие компании должны бить в набат, кричать о помощи. Они должны направлять инспекторов с поквартирным обходом, подавать на должников в суд. Отключать им свет и холодную воду. Но этого не происходит. Почему?

Потому, что задолженность выгодна управляющим компаниям! На первый взгляд, это утверждение кажется абсурдным, но это – факт! Долги позволяют коммунальщикам решать две очень важные задачи.

Во-первых, требовать помощи от городских властей и государства. Управляющие компании фактически выкручивают им руки, заявляя о том, что без чужой помощи просто сорвут отопительный сезон. Власти не могут допустить того, чтобы город остался без тепла, и вынуждены помогать коммунальщикам, которым просто лень самим собирать задолженность со своих клиентов.

Во-вторых, долги за квартплату – это отличный повод «отфутболивать» любые требования жильцов. Вы требуете починить детскую площадку, разбить клумбу, провести капитальный ремонт? Вам откажут, потому что за вашим домом числится долг. А раз есть задолженность (пусть и копеечная), значит, ремонта не будет.

Таким образом, никакой борьбы с задолженностями не ведется. В результате добросовестные жильцы вынуждены платить не только за себя, но и за всех остальных, менее аккуратных.

На днях «Радомир» развесил по всем домам красивые плакаты с указанием точной суммы задолженности и требованием о ее возврате. Идет борьба за возврат долгов? Нет, имитация борьбы. Ведь у «Радомира» есть все списки конкретных должников – так почему же не обращаться в суд и не взыскивать задолженность? Вместо этого – психическая атака на всех жильцов в целом, в основном – на добросовестных плательщиков. При этом замешанная на вранье: «Радомир» не имеет никакого права отключить «за долги всего дома» от электричества, воды, тепла конкретную квартиру, если по этой квартире все коммунальные платежи в порядке, а следовательно, не имеет права отключить и дом в целом. Если он это сделает – будем обращаться в суд, и обязательно выиграем. Таким образом, вся информационная кампания «Радомира» не имеет никакого отношения к реальной деятельности по взысканию задолженности. Зато ко мне постоянно обращаются жильцы, которые вносят все платежи исправно, и спрашивают: «Неужели нас отключат? За что?». Все, чего добился «Радомир» своими листовками, – заставил пенсионеров волноваться и глотать валидол. Никаких денег таким образом он собрать не сможет. Как уже я говорил выше, это связано с тем, что нынешняя ситуация вполне устраивает управляющую компанию.

 

Черные дыры ЖКХ

 

И, наконец, самое интересное. Мы обнаружили, как управляющая компания «прикарманивает» деньги своих клиентов. Найдены те самые «дыры», через которые наши платежи утекают от нас в неизвестном направлении.

Во-первых, это плата за содержание жилья. В среднем, с каждой квартиры за это берется 480 рублей в месяц. Эти деньги идут непосредственно самой управляющей компании. На них она должна обеспечить нам достойное обслуживание: чистоту во дворе и подъезде, работающие лифты, исправную канализацию, многое другое. С уверенностью могу сказать – все мы явно переплачиваем, а управляющая компания своих денег не отрабатывает.

Возьмем всё тот же «Урал-СТ». Умножим 480 рублей на 44 000 квартир. Учтем, что собираемость платежей составляет 85† получим 17 миллионов рублей в месяц. На эти деньги компания содержит штат в 35 человек и две подрядные организации, в каждой из которых работает не больше 40 человек. Итого, чуть больше 100 человек, включая дворников, электриков и сантехников. На каждого из них приходится по 150 с лишним тысяч рублей в месяц! Конечно, это не только зарпралата. Здесь и налоги, и текущие затраты, и материалы. Но все равно, цифры явно завышены. При этом в подъездах грязно и не убрано, лампочек нет, а дворников катастрофически не хватает. Так и хочется спросить: куда уходят все эти деньги? Почему вместо одного дворника за сто пятьдесят тысяч рублей (которые до него самого явно не доходят) не нанять 15 дворников по 10 тысяч? И в районе сразу стало бы намного чище!

Этими деньгами управляющая компания распоряжается по собственному разумению. И, думается мне, интересы жильцов при этом учитываются в последнюю очередь.

Вторая дыра в нашем кармане – деньги на капитальный ремонт. Каждая квартира платит за него 200 рублей в месяц. Сумма небольшая. Казалось бы, никаких серьезных работ на эти деньги провести нельзя. И это правда. Весь капитальный ремонт осуществляется на совершенно другие средства. Дело в том, что Екатеринбург участвует в федеральной программе по капитальному ремонту жилья. Финансирование в ее рамках осуществляется по схеме 5/95. То есть 5Hлатят жильцы, а 95=ает государство. На каждые ваши 200 рублей государство доплачивает 3800.

Казалось бы, вот и хорошо. Но анализ бухгалтерии компании «Урал-СТ» показал: и здесь есть своя «черная дыра». Весь ремонт, который компания сделала в прошлом году, был проведен только за государственные деньги. То есть 3800, полученные от государства, были истрачены по назначению, за них компания перед государством и городским бюджетом отчиталась. Но куда делись оставшиеся 200 рублей, которые каждая квартира честно выплачивала из месяца в месяц? В отчетах компании про них не сказано ни слова. Эти деньги словно испарились.

Третья «черная дыра» – плата за пользование теплом. Сейчас все мы за него переплачиваем, причем – очень сильно. Дело в том, что платим мы по старым, еще советским нормам. В далекие 70-е годы нормативы потребления были установлены в размере 0,0033 Гкал на каждый квадратный метр площади в месяц. Но даже в старом доме с пластиковыми окнами он на самом деле в два раза ниже – 0,0016 Гкал/м2. В новом современном доме потребление тепла вообще составляет 0,0008 Гкал/м2 . Получается, что новоселы переплачивают за него уже в 4 раза! Посмотрите свои «зимние» платежки, в них плата за тепло составляет около половины. А теперь представьте, что платить можно было бы в 2-4 раза меньше.

Причем разница между нормативами и реальным потреблением полностью ложится в карман управляющей компании, ведь сама она с поставщиками тепла рассчитывается не по нормативам, а по фактическому потреблению, грубо говоря – по показаниям счетчика. В результате в карманах коммунальщиков оседают весьма значительные суммы. Куда уходят эти деньги – неизвестно.

 

Выход есть

 

Думаю, ответ на первый извечный вопрос – «Кто виноват?» – мы нашли. Осталось определиться со вторым – «Что делать?».

Конечно, нужно повышать прозрачность существующих управляющих компаний. Необходимо заставлять их отчитываться. И отчеты должны отражать реальное положение дел и расходование всех поступивших в компанию средств. А за каждый перерасход, за каждую пропавшую копейку руководители коммунальных фирм должны отвечать по всей строгости закона. Я этим занимаюсь и буду продолжать заниматься в меру своих сил.

Уже сейчас мы с помощниками начали обход всех домов, обслуживающихся «Урал-СТ». Мы хотим выяснить, действительно ли там были проведены все те ремонтные работы, которые указаны в отчете управляющей компании. Все нарушения, которые мы обнаружили или еще обнаружим, не останутся без внимания. Мы подготовим отчеты и передадим их в соответствующие органы, в том числе – в милицию и прокуратуру.

Но давайте скажем честно: всё это полумеры. Мы будем заставлять управляющие компании быть честными. Но не исключено, что вместо этого они будут только лучше заметать следы и придумывать более изощренные схемы увода наших денег.

Альтернатива – в свободной конкуренции. Когда на рынке будет не 2, а 22 управляющие компании и все они будут реально бороться за своего клиента – тогда у нас появится реальный выбор. Мы сможем сами выбирать тех, кто предлагает нам хорошие услуги, и больше не платить тем компаниям, которые нас не устраивают.

Но пока мы далеки от этого. Новые управляющие компании появляются, но их еще слишком мало. Настоящего рынка нам придется ждать еще несколько лет. Неужели придется смириться и терпеть неубранные дворы и подъезды?

На мой взгляд, единственный выход сейчас заключается в создании Товариществ собственников жилья (ТСЖ). Только сами жильцы, объединившись, могут контролировать расходование своих средств и не допускать воровства. Сейчас ТСЖ – единственный способ поставить ЖКХ под реальный контроль горожан.

Реальная выгода

 

Мне часто приходится слышать, что ТСЖ – это сложно и очень дорого. На самом деле это не так. Конечно, жителям дома придется один раз постараться и проделать определенную работу по созданию Товарищества. Но после этого жить им станет куда лучше и комфортнее.

Кроме того, ТСЖ – это выгодно. Раньше я это только видел со стороны. Сейчас я могу доказать это с цифрами в руках. Только за счет прекращения воровства со стороны коммунальщиков уже можно экономить огромные деньги.

Смотрите сами:

Возьмем жилой дом на 100 квартир.

Предположим, что после организации ТСЖ квартплата в нем не изменилась. Это значит, что каждый месяц Товарищество будет получать по 48 тысяч рублей на содержание жилья. Много это или мало? Зависит от того, как этой суммой распорядиться.

Посмотрим, какие у ТСЖ будут расходы.

1. Зарплата председателя. По сложившейся практике, оклад ему устанавливают в районе 10000 рублей в месяц. Так как обычно на этот пост избирается молодой пенсионер или пенсионерка, для него это будет существенная прибавка к пенсии. И работать за нее он будет на совесть. Тем более должность эта хотя и ответственная, но полной ежедневной занятости не подразумевает.

2. ТСЖ нужен бухгалтер. Можно попросить занять эту должность кого-нибудь из жильцов или нанять «приходящего» бухгалтера. Стоит это не дорого – не более 5000 рублей в месяц, ведь это работа далеко не на полный рабочий день.

3. Нужны дворник, электрик, сантехник. Как правило, работают они сразу в нескольких домах. От каждого получают причитающуюся плату. Дворнику обычно выделяется в районе 2000-3000 рублей в месяц, сантехникам и электрикам – в районе 3000-5000. Учитывая, что каждый из них трудится на 5-7 домах сразу, зарплата выходит неплохая.

4. Отдельная статья расходов – паспортистка. Обычно она приходит раз в неделю, и за свои труды получает порядка 2 тысяч рублей в месяц.

 

Итого получается, что наши ежемесячные затраты составляют никак не более 30 тысяч рублей в месяц. На оставшиеся 18 тысяч можно разбить клумбу, поменять окна в подъезде, ввернуть лампочки на всех этажах. А можно снизить плату за содержание жилья до 300 рублей в месяц. Экономия – по 180 рублей с квартиры.

 

Далее, 200 рублей с квартиры ежемесячно собираем на капитальный ремонт. За год получается 240 000. Если дом будет участвовать в государственной программе, то из федерального бюджета он получит около 5 миллионов рублей. Этих денег достаточно, чтобы провести любой ремонт. И следить за ним будут сами жильцы. Это даст гарантию, что деньги эти не будут разворованы.

После этого ремонт не понадобится еще лет 10. А это значит, что и плату за него можно будет отменить. Экономия – еще 200 рублей.

 

Впрочем, можно эти же 200 рублей собирать еще полгода. Тогда хватит денег на покупку узла коммерческого учета тепла (УКУТ). Наличие УКУТ позволит дому платить только за реально потребленное тепло. Помните те самые 0,0033 Гкал на квадратный метр? Как минимум в два раза снизится плата за отопление. Можете сами посчитать, какую экономию вы получите в результате.

Неопровержимый факт: в домах, в которых созданы ТСЖ, почти нет должников. Главная причина: в отличие от управляющих компаний, ТСЖ в них не заинтересованы. Поэтому всегда найдут методы борьбы – от вывешивания списков неплательщиков в подъезде до отключения воды и света. Это значит, что жильцам нет нужды платить еще и «за того парня». Значит – снизятся (или хотя бы перестанут расти) тарифы.

Впрочем, при грамотном подходе, квартплата при ТСЖ может быть еще ниже. Дело в том, что Товарищество является собственником всех нежилых помещений в доме. Если вам повезло, и у дома есть большой подвал, чердак, придомовая территория – все это можно сдавать в аренду. Вырученные деньги идут в «общий котел». На них можно облагородить территорию, построить детский городок, а можно просто снизить квартплату всем жильцам.

Главная проблема любой коммунальной организации – контроль. В ТСЖ с этим проще всего. Вся работа Товарищества – на виду. Если председатель работает плохо – его всегда можно переизбрать. К тому же в ТСЖ по закону ежегодно должен проходить внешний аудит. Это значит, что специальная комиссия изучает всю бухгалтерию организации. С результатами проверки обязательно знакомятся все жители дома.

В нашем округе уже есть такие ТСЖ. Дома, в которых власть перешла к жильцам, почти всегда чище и опрятнее соседних. Там, где за дело взялись знающие люди, Товарищества дают ощутимую экономию средств. Примеров много. Так, в известном «городке чекистов» ТСЖ сдало в аренду подвал и цокольный этаж. На вырученные деньги в домах за год были поставлены пластиковые окна на лестничных маршах, была заменена система подачи холодной воды.

Я не говорю, что ТСЖ – это идеальная форма домового самоуправления. У нее есть свои недостатки. Нет смысла создавать ТСЖ в доме, в котором меньше 50 квартир (но можно попробовать создать одно ТСЖ на несколько соседних домов, такие прецеденты тоже есть). Можно организовать домовой комитет. Так или иначе, финансовый диктат вороватых управляющих компаний можно остановить только совокупным усилием воли жильцов, выраженным в реальных действиях.

Итог

 

Я уверен, что сейчас ТСЖ – относительно лучшее решение проблем ЖКХ. Это реальный способ устранить из этой сферы воровство, поставить её под контроль жильцов. И я готов помогать всем инициативным гражданам в организации таких товариществ или в обустройстве других форм домового самоуправления.

В моей команде есть опытные юристы, которые помогут оформить все необходимые документы. Я сам помогу в борьбе с бюрократическими преградами и препонами. Мы вместе пройдем все инстанции.

Но я не смогу организовать ТСЖ за вас или вместо вас. Я смогу помочь только тогда, когда уже существует инициативная группа, готовая отстаивать свое право распоряжаться домом. Чтобы у вас перестали воровать деньги, в первую очередь, вы должны почувствовать себя собственниками. Это ваши дома и ваши квартиры, а управляющие организации – это всего лишь ваши подрядчики. Они должны оказывать качественные услуги за разумные деньги. Проявляя инициативу, вы сможете этого добиться, а я готов вам в этом помогать.

Book_pages3_press.pdf (731645 байт)


Официальный сайт депутата Екатеринбургской Городской Думы Волкова Леонида Михайловича